Семейная гостинная: "ПЕЧКА МАТУШКА, А САМОВАР БАТЮШКА"
26 августа 2024
Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.
Задачи:
- Познакомить детей с русским самоваром, с русской печью, с русским сарафаном;
- Дать детям представление о традиции русского гостеприимства;
- Познакомить детей с обычаем чаепития из самовара;
- Продолжать учить детей выразительно исполнять знакомые песенки, потешки;
- Развивать интерес к внутреннему миру человека: гостеприимству, доброжелательности, чувству радости, праздничной атмосфере;
Ход:
Действия происходит в музее старины в детском саду. Воспитатель одета в народный костюм, сидит за рукоделием, заходят дети одетые в элементы русской одежды, подходят к избе.
Воспитатель: Ох, гости нежданные, проходите, гости дорогие, только у меня не прибрано.
Ребенок: Не красна изба углами, а красна пирогами.
Воспитатель: Спасибо родные, чем богаты, тем и рады проходите, рассаживайтесь. Как раз самовар затоплю, а тесто я уже поставила. Ан, уже вечереет.
Ребенок: Быстро тает сентябрьский день, не привяжешь за плетень
Воспитатель: И то верно. Почему вы сегодня такие нарядные?
Ребенок: Мы в гости пришли вот и нарядились.
На мне тоже русский сарафан. Давным-давно такие сарафаны носили все девочки и женщины.
Воспитатель: Издавна славился русский народ гостеприимством. Не зря ведь говорят в народе: «Много гостей – много и новостей», «Доброму гостю хозяин рад». А когда приходят гости, чем их угощают?
Ребенок: Чаем.
Воспитатель: А чай из чего наливают?
Ребенок: Из чайника.
Воспитатель: Раньше чайников не было, и чай наливали из самовара
Воспитатель: Все самовары были красивые, украшенные разными узорами.
Воспитатель: Любит русский народ чаепитие. По русскому обычаю, чай – это завершение праздничного обеда. А что к нему подают, кто знает?
Ребенок: Сахар, лимон, варенье, конфеты, печенье…
Воспитатель: Отгадайте мою загадку.
Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в кастрюле не хочу
Надоела мне квашня
Посадите в печь меня.
Ребенок: Тесто
Воспитатель: Давайте сделаем печенье. Тесто я уже приготовила.
Воспитатель: Посмотрите на него, потрогайте. Что можно про него сказать? Какое оно?
Ребенок:(Трогают). Мягкое…
Воспитатель: Чем пахнет?
Дети: (Высказывают свои мнения).
Воспитатель: Где же мы будем печь наше печенье?
Дети: В печке.
Воспитатель: Да, вот в нашей печи и будем печь печенье. Но прежде чем мы начнём с вами делать печенье, надо пальчики размять.
Пальчиковая гимнастика
Мы печём пшеничные
Печенье отличное
Кто придёт к нам пробовать
Мама, папа, брат, сестра,
Пёс лохматый со двора.
И другие, все, кто может,
Пусть приходят с ними тоже.
Тесто замесили мы,
Сахар не забыли мы,
Дети: (Повторяют движения)
Воспитатель: А сейчас приступаем к работе, оденем фартуки, чтобы не испачкать одежду.
(Дети вместе с воспитателем делают печенье, звучит русская народная мелодия)
Воспитатель: Печенье мы настряпали, сейчас будем выпекать в печи, но прежде ее нужно растопить дровами.
Я дрова колю, колю
Я печурку растоплю.
По чурочке, по чурочке – гори огонь в печурочке.
Воспитатель: Печь растопили, подождем когда дрова прогорят и на углях испечем печенье. А пока печь готовится, давайте вспомним сказки, в которых тоже что-то пекли.
Дети: «Колобок», «Маша и медведь»…
Воспитатель: Ну, вот пока мы сказки вспоминали, печь истопилась и в ней можно приготовить наше печенье.
(Воспитатель ставит лист с печеньем в печь приговаривая)
Печенье пшеничное
В печку посадили мы.
Печка весело горит
Наша мама говорит:
Крошки, что останутся
Воробью достанутся.
Воспитатель: Пока печенье готовится поиграем в игру «Цапка»
(Воспитатель раскрывает ладонь, дети подставляют свои пальчики под ладонь воспитателя, слушая текст)
Под моею крышею,
Собралися мыши,
Раз, два, три, четыре – мышек изловили!
Воспитатель: Печенье готово, можно доставать из печи и пить чай.
Сверху пар, снизу пар-
Шипит наш русский самовар
Милости просим на чашку чая.
Вот как мы живем:
Печенье жуем, чаем запиваем,
Всех гостей приглашаем.
(Все пьют чай с печеньем)